Приветствую Вас Гость | RSS Пятница
03 Мая 24, 6:35 PM
Фемида: Аспекты законодательства РБ.
Главная Регистрация Вход Поиск
Меню сайта
Разделы новостей
Это должен знать каждый [5]
Образцы кадровых документов [14]
Бланки в общий суд [16]
Судебные курьезы [6]
Бланки в хозяйственный суд [27]
Уголовный процесс [0]
Уголовное право [4]
Гражданское право [10]
Трудовое законодательство [4]
Законодательство о браке и семье [1]
Административное право [0]
Практикующим юристам [10]
Электронная коммерция [1]
Анекдоты о юристах [1]
Календарь новостей
«  Июнь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Друзья сайта
Наш опрос
Ваш любимый напиток

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 287
Статистика
Главная » 2007 » Июнь » 1 » Некоторые аспекты проведения проверок правоохранительными органами.
Некоторые аспекты проведения проверок правоохранительными органами.
10:31 PM
Некоторые аспекты проведения проверок правоохранительными органами

Руководители, бухгалтеры, работники различных учреждений, предприятий, организаций независимо от формы собственности нередко сталкиваются с вмешательством в свою деятельность правоохранительных структур. В основном это связано с проведением проверок финансово-хозяйственной деятельности. В свою очередь, такие проверки невозможно провести без изучения имеющихся на предприятии, в организации, учреждении документов. Например, при проверке законности и ценового образования приобретения сырья, материалов, оборудования работники контролирующих органов обязательно должны изучить документы, являющиеся обоснованием сделки, - договоры, товарно-транспортные накладные, платежные поручения.
Чтобы минимизировать возможные негативные последствия таких проверок, субъекты хозяйствования должны знать, когда проверка является законной, каким образом оформляется изъятие документов, какие действия работников правоохранительных органов могут расцениваться, как противоправные.

Ситуация первая.

Изъятие документов, предметов, образцов производится без возбуждения уголовного дела, в рамках зарегистрированных в проверяющем органе материалов проверки. На основании ст. 16 Закона Республики Беларусь от 26.02.1991 № 637-XII «О милиции» работники милиции при проведении проверок имеют право:
- беспрепятственно и безвозмездно получать от государственных, общественных и иных предприятий, организаций, учреждений необходимые сведения по делам и материалам, находящимся в производстве милиции;
требовать и получать от материально ответственных должностных и иных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от подчиненности и формы собственности необходимые сведения и объяснения, относящиеся к проверяемой деятельности;
-назначать проведение инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности, истребовать и при необходимости в установленном порядке изымать документы, образцы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей.
Практически аналогичные по содержанию нормы закреплены в нормативных актах, регламентирующих деятельность иных правоохранительных органов, например КГБ (ст. 14 Закона Республики Беларусь от 03.12.1997 № 102-З «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь», Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля – финансовой милиции (ст. 8 Закона Республики Беларусь от 04.06.2001 № 30-З «об органах финансовых расследований Республики Беларусь»).
Таким образом, предусматривается получение в ходе проверки сведений, изъятие документов и других предметов.Предположим, проводится проверка каких-либо вопросов финансово-хозяйственной деятельности предприятия сотрудником отдела по борьбе с экономическими преступлениями или сотрудником Департамента финансовых расследований. Проверка осуществляется по правилам, установленным Порядком организации проведения проверок (ревизий) финансово-экономической деятельности и применения экономических санкций, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15.11.1999 № 673. Руководителю предприятия, учреждения, организации должно быть предъявлено предписание, подписанное руководителем проверяющего органа, в котором указываются: данные лиц, уполномоченных на проведение проверки, перечень вопросов, подлежащих проверке, время начала и окончания проверки.
Если предписание отсутствует, то руководитель предприятия, учреждения, организации вправе не допускать представителя правоохранительного органа к интересующим его документам. Предписание необходимо, чтобы обезопасить предприятие, учреждение организацию от проведения необоснованных, незаконных проверок (например, по просьбе конкурирующей организации). Законность проверки также можно выяснить, связавшись по телефону с руководителем органа, в котором работает лицо, пришедшее с проверкой.
Изъятие документов работниками милиции осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке изъятия (истребования документов, касающихся производственной и финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и (или) их копий органами внутренних дел, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 16.04.2004 № 88 (далее – Инструкция).
В соответствии с Инструкцией происходит изъятие документов при осуществлении производства по материалам, разрешаемым в порядке ст. 173 и 174 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (УПК), и по материалам и делам об административных правонарушениях.
По общему правилу изымаются копии документов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности. Однако могут быть изъяты и оригиналы указанных документов в следующих случаях:
- если возникла необходимость проведения экспертизы (исследования) документов в целях установления их подлинности;
- в целях исключения возможности уничтожения, фальсификации документов, устранения ранее допущенных нарушений;
- если осуществление органом внутренних дел необходимых процессуальных действий по находящимся в его производстве материалам и делам возможно только в отношении оригиналов документов.
Изъяты, могут быть практически любые документы – счета-фактуры, накладные, наряды-заказы и т.д.
Изъятие документов осуществляется на основании мотивированного (обоснованного) постановления органа внутренних дел об изъятии документов, подписанного руководителем (заместителем руководителя) этого органа. С указанным постановлением должен быть ознакомлен руководитель проверяемого юридического лица, индивидуальный предприниматель (их представители). Следует отметить, что Инструкция не требует обязательного присутствия руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя при изъятии. Достаточно присутствия их представителей. Сам термин «представители» в Инструкции не раскрывается, но можно предположить, что к ним относятся работники бухгалтерии, юридической службы, руководители структурных подразделений. При отказе подписывать постановление этот факт удостоверяется подписью должностного лица, производящего изъятие документов, и подписями не менее двух приглашенных лиц.
Лицо, производящее изъятие документов, должно предложить добровольно выдать необходимые документы. В случае отказа производится принудительное изъятие. Изъятие документов оформляется протоколом изъятия, форма которого закреплена Инструкцией. Если объем документов большой, то может составляться опись. В протоколе (описи) должны быть четко указаны наименования документов, позволяющие их идентифицировать. Кроме этого, в протоколе отражается: кто произвел изъятие документов, копии или оригиналы документов были изъяты, где будут храниться изъятые документы. Копия протокола вручается руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю либо их представителям.
Копии документов также могут быть истребованы по мотивированному запросу органа внутренних дел. Запрос оформляется на фирменном бланке, подписывается руководителем органа внутренних дел и скрепляется гербовой печатью. В запросе указывается, копии каких документов должны быть представлены и срок их представления. Срок представления зависит от объема документов, но не может превышать трех дней. По ходатайству юридического лица, индивидуального предпринимателя срок может быть продлен. Представление оригиналов документов по запросу не предусмотрено.
Одновременно с вручением запроса руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю (их представителям) с указанных лиц берется расписка о том, что они предупреждены об ответственности за умышленное сокрытие, уничтожение и непредставление документов, копии которых были истребованы, а также обязуются обеспечить сохранность указанных документов.
Возврат документов осуществляется после окончания производства по материалам и делам. Соответственно, если документы изымались для производства по материалам в порядке ст. 173 и 174 УПК, зарегистрированным в книге учета преступлений, ведущейся в каждом правоохранительном органе, срок проверки составляет 10 суток с момента регистрации материала. В случае невозможности принятия решения в указанный срок проверка по материалу на основании постановления руководителя органа дознания или следователя может быть продлена надзирающим прокурором на срок до трех месяцев. По истечении сроков проверки должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Если принимается решение о возбуждении уголовного дела, то документы, изъятые во время проведения проверки автоматически становятся материалами уголовного дела.
В случае же изъятия документов при осуществлении производства по материалам и делам об административных и экономических правонарушениях возврат документов осуществляется после принятия решения по материалам, например решения о направлении акта об экономическом правонарушении в хозяйственный суд для решения вопроса о конфискации.
Документы также могут быть возвращены, в том числе и временно, до окончания производства по ним в случае, если это не препятствует принятию решения. Для этого юридическое лицо, индивидуальный предприниматель направляют в орган внутренних дел запрос с указанием причин необходимости возврата документов. Как правило, такими причинами являются: ведение текущего учета, отчетности, невозможность осуществления без документов хозяйственной деятельности. Отказ в возврате документов может быть обжалован в вышестоящий орган внутренних дел либо прокурору.
О возможности получения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем изъятых у них документов им сообщается письменно. Документы выдаются под расписку.
Нормативного акта, регламентирующего порядок изъятия документов органами финансовых расследований (финансовой милицией), аналогичного Инструкции, нет. Однако это не мешает работникам проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю, требовать от представителя финансовой милиции составления акта описи изъятых документов.
При проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, предприятий, учреждений в действиях проверяющих не должны усматриваться элементы обыска, если нет соответствующего постановления, то есть недопустимо осуществление таких действий, как например, проверка содержания рабочих столов, сейфов, проникновение в компьютерные базы данных без согласия лиц, находящихся в помещении.

Ситуация вторая.
Производится изъятие документов, предметов в рамках уголовного дела. Данные правоотношения уже будут регламентироваться Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Расследуя уголовное дело, следователь, дознаватель, определяют, какие следственные действия необходимо произвести.
О проведении обыска, выемки документов, предметов выносится постановление. Основанием для поведения обыска, согласно ст. 208 УПК, является наличие достаточных оснований полагать, что в каком-либо помещении или ином месте, у какого-либо лица находятся орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Основанием для проведения выемки, согласно ст. 209 УПК, являются достаточные данные о наличии определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся.
Постановление о проведении обыска должно быть санкционировано прокурором (исключение составляют случаи, когда имеется реальное опасение, что подлежащий изъятию объект может быть из-за промедления с его обнаружением утрачен, поврежден или использован в преступных целях; в этом случае обыск проводится без санкции прокурора, но с его обязательным уведомлением в течение суток). Для проведения выемки, санкции прокурора не требуется.
При обыске, обязательно должны присутствовать понятые. В ходе его проведения могут вскрываться запертые помещения и хранилища, если владелец отказывается добровольно их открыть. Обыск в помещениях предприятий, организаций, учреждений проводится в присутствии представителя администрации, а в местах, где хранятся материальные ценности – в присутствии материально-ответсвенного лица. Изымаемые предметы, документы и ценности предъявляются участвующим при этом лицам, упаковываются и опечатываются на месте обыска и выемки за подписями всех участвующих лиц. Администрация учреждений, организация и объединений вправе изготовить копии с изъятых документов и иных носителей информации, о чем производится отметка в протоколе выемки.
Лицо, производящее обыск или выемку, составляет протокол, копия которого вручается под расписку представителю предприятия, учреждения, организации.

Проведение личного обыска.

Согласно ст. 211 УПК личный обыск может быть произведен при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, где проводится обыск, скрывает при себе орудие преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.
Таким образом, личный обыск возможен в двух ситуациях. Первая – когда происходит задержание лица. Задержание состоит в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом. Применительно к специфики рассматриваемого вопроса можно говорить о задержании на основании ст. 108 УПК РБ, то есть по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления. Одно из оснований, указанных данной статье УПК следующее: лицо застигнуто в момент совершения преступления или непосредственно после его совершения. Например, при проведении оперативно-розыскных мероприятий правоохранительные органы задерживают с поличным на рабочем месте должностное лицо во время получения взятки. В этом случае производятся задержание взяткополучателя и его личный обыск.
Вторая ситуация имеет место когда у представителя правоохранительного органа, производящего обыск в помещении предприятия, учреждения, организации, возникают основания полагать, что лица, присутствующие во время проведения обыска в обыскиваемом помещении, могут прятать имеющие значение для уголовного дела предметы и документы, например, в своей одежде.
В обоих случаях составляется протокол обыска, копия которого вручается обыскиваемому лицу. Личный обыск ожжет проводиться только лицом того же пола, что и обыскиваемый, с участием понятых того же пола.
Необходимо знать, что изъятые в процессе обыска или выемки документы могут быть приобщены к материалам уголовного дела и, таким образом, безвозвратно утрачены. В связи с этим необходимо обязательно сохранить копию протокола, которым оформлено изъятие, а в некоторых случаях при изъятии путем выемки – изготовит копии документов или иных носителей информации.
Ответственность за неправомерные действия работников правоохранительных органов при осуществлении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий регламентируется как нормами уголовного законодательства, так и законами, ведомственными нормативными актами. Например, ст. 42 Закона «О милиции» предусматривает ответственность работников милиции за нарушение законности, злоупотреблению властью, превышение служебных полномочий. В соответствии с данной статьей работники милиции в случае указанных нарушений несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность.

Автор: Виктория Голуб.

Категория: Практикующим юристам | Просмотров: 3736 | Добавил: pravo | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz