Приветствую Вас Гость | RSS Пятница
19 Апреля 24, 7:25 PM
Фемида: Аспекты законодательства РБ.
Главная Регистрация Вход Поиск
Меню сайта
Разделы новостей
Это должен знать каждый [5]
Образцы кадровых документов [14]
Бланки в общий суд [16]
Судебные курьезы [6]
Бланки в хозяйственный суд [27]
Уголовный процесс [0]
Уголовное право [4]
Гражданское право [10]
Трудовое законодательство [4]
Законодательство о браке и семье [1]
Административное право [0]
Практикующим юристам [10]
Электронная коммерция [1]
Анекдоты о юристах [1]
Календарь новостей
«  Июнь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 61
Статистика
Главная » 2007 » Июнь » 14 » Стоянка и парковка по новым правилам
Стоянка и парковка по новым правилам
1:13 PM
Стоянка и парковка по новым правилам

С 1 января 2007 года в силу вступил неоднократно обсуждавшийся в прессе Указ Президента Республики Беларусь от 03.10.2006 N 589 "Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок" (далее - Указ). Несмотря на то что этот нормативный акт вызвал неоднозначное к себе отношение, во многом из-за рекомендательной нормы, содержащейся в нем, в целом он призван был разрешить весьма существенную проблему любого большого города - проблему не только постановки автотранспортного средства на парковку или стоянку, но и разрешения споров между владельцем такой парковки (стоянки) и владельцем транспортного средства в случаях, когда такому транспортному средству причинялся ущерб.
Напомним, что Указ четко разграничил и законодательно закрепил следую-щие понятия. Автомобильная стоянка - это место стоянки транспортных средств, представляющее собой специально оборудованное одно- или многоуровневое инженерное сооружение (паркинг), предназначенное для хранения транспортных средств и организованное в соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. N 551 "О мерах по повышению безопасности дорожного движения" (далее - Правила дорожного движения), а также правилами организации (строительства), эксплуа-тации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими, ут-верждаемыми Советом Министров Республики Беларусь. Автомобильная парковка - это место стоянки транспортных средств, представляющее собой участок проезжей части автомобильной дороги, улицы и дороги населенного пункта или прилегающей к ним территории, организованный в соответствии с Правилами дорожного движения, а также правилами организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь.
Также в соответствии с Указом на автомобильной стоянке может взиматься только плата за оказание услуг по хранению транспортных средств в порядке, предусмотренном законодательством и гражданско-правовым договором, а на автомобильной парковке может взиматься только местный сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах (далее - местный сбор). В иных местах никакие платы или сборы за стоянку транспортных средств не взимаются.
В развитие Указа Советом Министров Республики Беларусь было принято постановление от 5 января 2007 г. N 9 "Об утверждении Правил организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими". Как это нередко бывает с отечественными нормативными правовыми актами, вступило в силу указанное постановление задним числом - с 1 января 2007 года, да и само по себе оно является весьма любопытным актом, особенно если учесть тот факт, что столкнуться с его применением придется практически всем автомобилистам. Также с принятием указанного документа фактически утрачивает силу приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 30.03.2005 N 44 "Об утверждении Методических реко-мендаций о порядке эксплуатации автостоянок (парковок)".
Итак, утвержденные Правила сохраняют терминологию, предложенную Указом, дополняя ее несколькими новыми терминами. Введены понятия владельца автомобильной стоянки или автомобильной парковки, владельца транспортного средства, договора хранения транспортного средства на автомобильной стоянке, журнала учета транспортных средств, организации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пропуска. Остановимся на наиболее интересных из них.
Согласно Правилам владелец транспортного средства - это юридическое или физическое лицо, осуществляющее на законном основании владение, пользование и распоряжение транспортными средствами. Учитывая необходимость наличия классической триады права собственности (владение, пользование, распоряжение), можно говорить о том, что данный термин подразумевает именно собст-венника транспортного средства, зачем-то подменяя это понятие владельцем и устанавливая, что владение, пользование и распоряжение осуществляются "транспортными средствами" - именно так, во множественном числе. Обязано ли любое лицо для того, чтобы считаться владельцем транспортного средства, в смысле Правил иметь в своем владении, пользовании и распоряжении в обяза-тельном порядке несколько транспортных средств? Представляется, что все-таки нет.
Правилами введено понятие журнала учета транспортных средств, то есть документа (базы данных) на бумажном или электронном носителе, находящегося на автомобильной стоянке, содержащего сведения о владельцах транспортных средств и транспортных средствах, принимаемых на хранение на автомобильную стоянку. Возможность ведения такого журнала в электронной форме - это, пожалуй, то, на что стоит обратить внимание всем владельцам автомобильных стоянок.
Под пропуском Правила понимают документ установленного образца с ука-занием наименования юридического лица либо фамилии, имени, отчества физи-ческого лица, марки и регистрационного знака транспортного средства, номера места на автомобильной стоянке (наличие фотографии теперь, как видим, для физических лиц не обязательно), выдаваемый владельцем автомобильной стоян-ки при предоставлении постоянного места на срок более одного месяца. Данная норма не указывает, чье наименование или фамилия, имя, отчество должны быть указаны на пропуске, но представляется, что именно владельца транспортного средства. Единой формы такого пропуска также законодательством Республики Беларусь не предусмотрено, поэтому владельцы автомобильных стоянок вправе сами разработать такую форму и, утвердив в установленном порядке, использовать при предоставлении постоянного места на срок более одного месяца.
Глава 2 Правил устанавливает общие правила организации (строительства) и эксплуатации автомобильных стоянок. Таково название, хотя в пункте третьем главы речь идет и о парковках, что необходимо иметь в виду всем заинтересован-ным лицам при изучении данного документа.
Что касается содержания, то организация и строительство автомобильных стоянок и автомобильных парковок возможны только по согласованию с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. Также, в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов, юридические лица, имеющие в пользовании или по договору аренды земельные участки, предоставленные для строительства и эксплуатации рынков (торговых центров), имеют право организовывать на их закрытой территории автомобильную стоянку /> В целом к строительству и приемке в эксплуатацию стоянок применяются общие нормы законодательства, регулирующего вопросы земельных отношений, архитектурной и градостроительной деятельности. Так, строительство автомо-бильной стоянки производится при условии наличия земельного участка, предос-тавленного в порядке отвода, и документа, удостоверяющего государственную регистрацию права пользования этим участком и получения разрешительной документации на строительство. А эксплуатация автомобильных стоянок включает ввод в эксплуатацию; использование по назначению; обеспечение надлежащего технического, технологического, санитарно-гигиенического состояния в соответст-вии с требованиями нормативных правовых актов, а также технических норматив-ных правовых актов; соблюдение правил дорожного движения, противопожарной и электробезопасности, охраны труда и техники безопасности; организацию хранения транспортных средств и обеспечение их сохранности от утраты и повреждения; ведение документации и учета; техническую и специальную подготовку работников.
Что касается пользователей автомобильными стоянками, то этот вопрос взят под строгий государственный контроль. Отныне лицо, нуждающееся в улучшении своих условий парковки, может стать на соответствующий учет. Постановка на учет владельцев транспортных средств, нуждающихся в местах на автомобильных стоянках для хранения транспортных средств, осуществляется местными ис-полнительными и распорядительными органами соответствующих администра-тивнотерриториальных единиц на основании заявлений, поданных этими владельцами. Для того чтобы реализовать такое свое право, заинтересованный субъект должен обратиться в указанный орган с соответствующим заявлением, к которому, в соответствии с пунктом девятым Правил, должны быть приложены:
копия технического паспорта либо иного документа, подтверждающего право владения транспортным средством (видимо, для транспортных средств, не состоящих на государственном учете в автомобильной инспекции);
юридическим лицом - свидетельство о государственной регистрации;
физическим лицом - копия документа, удостоверяющего личность.
При отсутствии мест на автомобильных стоянках для хранения транспортных средств и наличии более 50 владельцев транспортных средств, нуждающихся в данных местах, исполнительные и распорядительные органы соответствующей административно-территориальной единицы в трехмесячный срок принимают решение об отводе земельного участка юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю для строительства автомобильной стоянки либо об отказе с указанием причин. Данное положение вызывает массу вопросов. Так, оно, на первый взгляд, лишь пытается решить проблему с той стороны, что в приемной мест-ных органов находится огромное количество индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, стремящихся стать владельцами автомобильной стоянки, и соответствующим органам приходится либо отказывать им, либо давать свое согласие. Также не решен процедурно вопрос: что делать в том случае, когда коли-чество нуждающихся в местах на автомобильной стоянке достигло пятидесяти (и, видимо, начал течь соответствующий трехмесячный срок), а потому количество таких нуждающихся уменьшилось. Не разрешен и другой вопрос: как вести учет таких нуждающихся лиц - сверять учет и снимать с учета? Видимо, все эти вопросы нормотворчества.
Небезынтересен и тот факт, что отныне исполнительные и распорядительные органы обязаны информировать владельцев транспортных средств об имеющихся свободных местах на автомобильных стоянках для хранения транспортных средств путем размещения соответствующей информации в доступных местах. Правда, не совсем понятно, что имеется в виду под "доступными местами", в которых будет размещена указанная информация.
Правила закрепили, что предоставление мест на автомобильной стоянке для хранения транспортных средств на срок более одного месяца осуществляется на основании договора хранения транспортного средства на автомобильной стоянке. При этом определены и существенные условия такого договора. Как это ни странно, это стороны договора, их права и обязанности, порядок взаиморасчетов, а также ответственность владельца автомобильной стоянки за утрату или повреж-дение транспортного средства, принятого на хранение. Данная норма вызывает некоторое удивление. Подпунктом 2.3 Правил установлено, что договор хранения транспортного средства на автомобильной стоянке - это договор, заключаемый между владельцем автомобильной стоянки и владельцем транспортного средства. Таким образом, определены стороны этого договора. Упомянутый же пункт 12 говорит о необходимости указания сторон договора в качестве его существенных условий. Представляется, что в данном случае можно вести речь о наименовании или фамилии, имени и отчестве (для физических лиц) сторон, но никак не о сторонах как существенном условии подобного договора. В то же время, в качестве существенного условия не назван предмет договора, но это, видимо, сочтено за-конодателем как само собой разумеющееся условие. Не совсем понятным пред-ставляется и оговорка о том, что по соглашению между сторонами в договор могут быть включены и другие условия. Это дублирование общих принципов гражданского законодательства и пункта третьего статьи 391 Гражданского кодекса Республики Беларусь лишь загромождает нормативный акт и не несет никакой смысловой нагрузки.
Пункт тринадцатый Правил устанавливает, что при заключении договора владелец транспортного средства предоставляет владельцу автомобильной сто-янки технический паспорт или иной документ, подтверждающий право владения транспортным средством; физическое лицо - паспорт или документ, удостове-ряющий личность; юридическое лицо - свидетельство о государственной регист-рации. Эта норма тоже требует более детального разъяснения, что все-таки должно предъявлять лицо, управляющее, например, автомобилем по доверенно-сти. Ибо очевидно, что само юридическое лицо не может управлять автомобилем и доставить его на стоянку, а сделает это какое-то физическое лицо, уполномо-ченное на то соответствующим документом. Видимо, неразрешенной окажется и ситуация, когда владельцем (собственником) транспортного средства является иностранное юридическое лицо, не имеющее такого документа, как свидетельство о государственной регистрации. Что должно предъявить такое лицо для того, что-бы воспользоваться подобными услугами? Хотя, даже имея такой документ, иностранные юридические лица вряд ли захотят легализовывать его для того, чтобы воспользоваться услугами по хранению своего транспортного средства на стоянке в Беларуси.
Указанная норма, требующая предъявления технического паспорта автомобиля и свидетельства о государственной регистрации (паспорта физического ли-ца) видимо, вменяется владельцам автомобильных стоянок для осуществления правоохранительной функции, выражающейся в контроле правомерности обла-дания обратившимся за оказанием услуги по хранению лицом, указанным транс-портным средством. Это представляется, во-первых, необоснованным, а во-вторых, противоречащим принципу добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений.
Если все-таки договор будет благополучно заключен, то владельцу транс-портного средства, заключившему договор, оформляется пропуск, а в журнале учета транспортных средств работником владельца автомобильной стоянки про-изводится соответствующая запись (отметка).
При утере пропуска транспортное средство выдается его владельцу на осно-вании письменного заявления на имя владельца автомобильной стоянки. В таком же порядке выдается и дубликат утерянного пропуска. Однако наличие пропуска является обязательным в случае заключения договора хранения при хранении транспортного средства свыше одного месяца. При предоставлении места на ав-томобильной стоянке на срок до одного месяца принятие на хранение транспортного средства, а также ответственность владельца автомобильной стоянки за ут-рату или повреждение этого транспортного средства удостоверяются выдачей квитанции (документа, ее заменяющего) либо электронного учетного документа (карточки) по форме, установленной владельцем автомобильной стоянки, при этом письменная форма договора будет считаться соблюденной.
Несмотря на то что владелец автомобильной стоянки самостоятельно определяет порядок ее использования и несет ответственность за обеспечение мероприятий, гарантирующих безопасную эксплуатацию, организацию в соответствии с правилами дорожного движения и порядок въезда или входа на территорию, режим работы автомобильной стоянки утверждается ее владельцем и подлежит обязательному согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом (пункт шестнадцатый Правил).
Наиболее существенным из вопросов, регулируемых Правилами, является, естественно, вопрос взимания платы за оказанные услуги. Пункт двадцатый Пра-вил предусматривает, что плата устанавливается в соответствии с договором и в порядке, определяемом Министерством экономики (это, видимо, касается уже су-ществующего порядка формирования и регистрации цен и тарифов, а также По-становления Министерства экономики Республики Беларусь от 07.04.2005 N 64 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения тарифов на услуги автостоянок". При этом, однако, предусмотрена следующая обязательная дифференциация: при сроке хранения до одного часа должна быть установлена единая цена (независимо от того, срок составил пять минут или пятьдесят пять минут), а на срок свыше одного часа (в зависимости от продолжительности хране-ния транспортного средства) дифференциация указанной платы устанавливается владельцем стоянки самостоятельно, пускай даже и поминутно.
Правилами законодательно закреплены права владельцев транспортных средств. Это право на ознакомление с режимом работы автомобильной стоянки, постановку транспортного средства на автомобильную стоянку при соблюдении всех формальностей и весьма существенное право возмещение в соответствии с законодательством убытков, нанесенных на территории автомобильной стоянки другими владельцами транспортных средств, гражданами или владельцем авто-мобильной стоянки.
В то же время владельцу транспортного средства, которое хранится на авто-мобильной стоянке, вменяется и довольно значительный перечень обязанностей. Помимо необходимости соблюдения нормативных правовых актов, в частности Правил, он обязан:
предъявлять транспортное средство контролеру для внешнего осмотра при каждой постановке его на автомобильную стоянку;
ставить транспортное средство на место, указанное в пропуске (квитанции) или контролером;
не передавать пропуск (квитанцию) другим лицам;
своевременно вносить плату за оказание услуг по хранению транспортного средства на автомобильной стоянке;
соблюдать правила техники безопасности, противопожарной безопасности, дорожного движения и требования иных технических нормативных правовых ак-тов по вопросам, связанным с эксплуатацией автомобильного транспорта и авто-мобильных стоянок;
нести материальную ответственность за причиненный ущерб перед владель-цем поврежденного транспортного средства и (или) владельцем автомобильной стоянки в установленном законодательством порядке в случае причинения по-вреждения другим транспортным средствам, оборудованию или сооружениям;
при изменении места нахождения (жительства) владельца транспортного средства или других данных, содержащихся в журнале учета транспортных средств, сообщить письменно об этом в 5-дневный срок владельцу автомобиль-ной стоянки;
не позднее одних суток освободить место в случае расторжения договора или истечения срока пользования автомобильной стоянкой, обусловленного договором, и оплатить время пользования этой стоянкой сверх установленного договором срока.
Здесь необходимо обратить внимание на то, что пропуск не может быть передан другому лицу. На практике подобная норма не действует, особенно в слу-чаях, когда владельцем транспортного средства является физическое лицо, а транспортным средством пользуются, например, члены его семьи. При выявлении факта передачи пропуска третьему лицу работник владельца автомобильной стоянки вправе не допускать его на территорию стоянки в рамках реализации своего права на осуществление пропускного режима. Однако представляется, что с юри-дико-технической точки зрения данная норма была бы уместнее в пункте два-дцать третьем Правил, предусматривающем перечень запретов для владельцев транспортных средств, с исключением из абзаца первого указанного пункта ого-ворки о том, что такие запреты действуют на территории автомобильной стоянки. Тем более, что правильность формулировки указанных пунктов также может быть оспорена. Так, владельцам транспортных средств на территории автомобильной стоянки запрещается:
ставить транспортное средство на места, не указанные в пропуске (квитан-ции) или контролером;
производить ремонт транспортного средства, его смазку, окраску, заправку и слив бензина, масла, воды, разогрев двигателя открытым огнем;
размещать транспортные средства, имеющие течь горюче-смазочных мате-риалов;
устанавливать каркасы и другие сооружения для укрытия транспортных средств;
находиться на территории автомобильной стоянки после постановки транспортного средства.
В данном случае особого внимания заслуживает последний пункт, который в отсутствие нормативного регулирования понятия "постановка транспортного средства" теряет всякий смысл. Ибо совершенно непонятно, с какого все-таки мо-мента нахождение владельца транспортного средства на территории автомо-бильной стоянки может считаться неправомерным. Не совсем однозначно можно толковать и запрет на ремонт и заправку транспортного средства в смысле положений пункта шестого Правил, предусматривающего, что имущественный ком-плекс автомобильной стоянки может включать станцию технического обслужива-ния, автозаправочную станцию, мойку и иные сооружения для обслуживания транспортных средств. Даже если имеется в виду, что эти действия запрещено совершать самому владельцу транспортного средства лично (но допускается обращаться на станцию технического обслуживания, включенную в имущественный комплекс автомобильной стоянки), то деятельность автозаправочных станций в большинстве своем осуществляется в форме самообслуживания. Допуская воз-можные возражения, соглашусь, что проблема заключается в неопределенности терминов "территория автомобильной стоянки" и "автомобильная стоянка как имущественный комплекс".
Правила не содержат специального раздела, посвященного отдельно правам владельца автомобильной стоянки, однако приводят достаточно широкий перечень его обязанностей. Кстати, глава шестая Правил, именуемая "Обязанности владельца автомобильной стоянки", содержит и ряд положений, регламентирующих ответственность указанного субъекта, несмотря на вышеупомянутое назва-ние.
Итак, владелец автомобильной стоянки обязан:
обеспечивать хранение транспортных средств;
осуществлять пропускной режим, не допускать проникновения посторонних лиц на автомобильную стоянку, контролировать въезд и выезд транспортных средств при предъявлении пропуска (квитанции);
в случае выявления видимых механических повреждений транспортного средства при постановке его на хранение проводить внешний осмотр этого средства и при отсутствии у его владельца справки о выявленных повреждениях, выданной Государственной автомобильной инспекцией Министерства внутренних дел, сообщить о данном транспортном средстве в органы внутренних дел или на-званную инспекцию;
содержать автомобильную стоянку в надлежащем санитарном и противопо-жарном состоянии, производить осмотр и уборку территории автомобильной сто-янки и прилегающей к ней территории на расстоянии 5 метров от ограждения с наружной стороны, если решением местных исполнительных и распорядительных органов не предусмотрено иное, а в зимний период - своевременную очистку от снега и наледи проездов и мест стоянки, а также тротуаров, пешеходных и вело-сипедных дорожек, соединяющих автомобильную стоянку с улично-дорожной сетью, для обеспечения беспрепятственного движения транспортных средств и пе-шеходов;
своевременно производить ремонт дорожного покрытия автомобильной сто-янки согласно требованиям технических нормативных правовых актов;
обеспечивать соблюдение установленных правил противопожарной безопас-ности и электробезопасности, техники безопасности работниками этой стоянки и владельцами транспортных средств, хранящихся на автомобильной стоянке;
уведомить владельца транспортного средства об изменении условий хране-ния в течение суток, а в случаях, когда это необходимо для устранения опасности утраты или повреждения транспортного средства с минимальным ущербом, изменить способ, место и иные условия его хранения без согласования с владельцем;
предоставлять по первому требованию владельца транспортного средства это транспортное средство, за исключением случаев утери пропуска владельцем транспортного средства;
обеспечить размещение на видном месте справочно-информационных мате-риалов, а именно:
- Правила;
- режим работы автомобильной стоянки;
- номера телефонов аварийных служб;
- адреса, номера телефонов должностных лиц и владельца автомобильной стоянки;
- иную информацию;
обеспечивать использование выделенного земельного участка в соответствии с целевым назначением и условием его предоставления;
содержать конструктивные элементы, оборудование, инвентарь и техниче-ские средства организации дорожного движения автомобильной стоянки в соот-ветствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
Что касается вопросов ответственности владельца автомобильной стоянки, то как профессиональный хранитель, он отвечает за утрату или повреждение транспортного средства, принятого на хранение, если не докажет, что утрата или повреждение произошли вследствие непреодолимой силы либо из-за свойств транспортного средства, о которых владелец автомобильной стоянки, принимая транспортное средство на хранение, не знал и не должен был знать, либо в ре-зультате умысла или грубой неосторожности владельца транспортного средства (хранение в транспортном средстве легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и предметов, постановка транспортного средства на хранение с неисправным электрооборудованием, течью горюче-смазочных материалов, разогрев двигателя открытым огнем и другое).
Как в ранее упомянутых нами Методических рекомендациях о порядке экс-плуатации автостоянок (парковок), владелец автомобильной стоянки не несет ответственности за сохранность топлива в баке транспортного средства в случае, если его количество не предъявлялось контролеру и если бак не оборудован запорными устройствами, а также за сохранность стекол транспортного средства, если они выполнены из материала типа "сталинит" или другого аналогичного ма-териала, способного к саморазрушению.
Все убытки, причиненные владельцу транспортного средства утратой или по-вреждением транспортного средства, возмещаются владельцем автомобильной стоянки в соответствии с техническими нормативными правовыми актами, если договором не предусмотрено иное.
В случае, когда при сдаче транспортного средства на хранение была произ-ведена его оценка, указанная в договоре, владелец автомобильной стоянки отве-чает в размере суммы оценки.
Главы 7 и 8 Правил посвящены вопросам организации деятельности автомо-бильных парковок и обязанностям ее владельца. При этом правила не регулируют вопросы прав и обязанностей владельцев транспортных средств, пользующихся парковками, подразумевая, видимо, что для подобного пользования достаточно соблюдения Правил дорожного движения.
Данное Указом определение автомобильной парковки позволяет говорить о том, что автомобильные парковки организуются на участках проезжей части автомобильных дорог, улиц и дорог населенных пунктов, на территории рынков, торговых центров, магазинов, объектов социально-культурного назначения либо на прилегающих к ним территориях в нормативных количествах в соответствии с требованиями, определяемыми техническими нормативными правовыми актами, а также иными законодательными актами, в первую очередь Правилами дорожно-го движения, которые, безусловно, и это еще раз отмечено в Правилах, регулиру-ют въезд транспортных средств на автомобильную парковку и выезд с нее.
На автомобильных парковках осуществляется стоянка транспортных средств, однако услуга по хранению транспортного средства не оказывается и, как следствие, договор хранения транспортного средства не заключается. Отсутствие такого договора определяет и дальнейшие особенности отношений. Так, за парковку транспортных средств на автомобильной парковке с владельца транспортного средства не может взиматься плата; владелец автомобильной парковки, осущест-вляющий в соответствии с решениями местных исполнительных и распоряди-тельных органов ее эксплуатацию, не несет ответственности за сохранность транспортных средств, находящихся на ее территории.
Однако отсутствие платы за автомобильную парковку вовсе не означает ее абсолютную "бесплатность". За парковку транспортных средств на автомобиль-ных парковках может взиматься местный сбор, который устанавливается диффе-ренцированно, в зависимости от времени продолжительности парковки, местными исполнительными и распорядительными органами в соответствии с Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. По-этому для владельца транспортного средства, которому по сути безразлично, куда поступает уплачиваемая им сумма - в бюджет или владельцу автомобильной стоянки, выбор в пользу парковки не дает никакой выгоды, особенно в условиях от-сутствия ответственности владельца автомобильной парковки за сохранность транспортного средства.
Однако, в то же время, владелец автомобильной парковки обязан:
оборудовать ее дорожными знаками, дорожной разметкой, электроосвеще-нием, а в случае взимания местного сбора - устройствами по учету времени и расчету платы за пользование ею, техническими средствами, препятствующими в случае неуплаты данного сбора выезду транспортного средства, и другими техническими средствами;
систематически производить осмотр и уборку территории автомобильной парковки и прилегающей к ней территории на расстоянии 5 метров от границ (ог-раждения) с наружной стороны, в зимний период - очистку от снега и наледи для обеспечения беспрепятственного движения транспортных средств, безопасности дорожного движения;
своевременно производить ремонт дорожного покрытия согласно требовани-ям технических нормативных правовых актов;
осуществлять эксплуатационное обслуживание инвентаря и оборудования, находящихся на автомобильной парковке.
Расходы на содержание автомобильных парковок, в отсутствие возможности взимать плату за оказание подобной услуги, предусматриваются в местных бюджетах. Это позволяет говорить о том, что владельцами автомобильных парковок будут выступать юридические лица - государственные унитарные предприятия, но никакие другие субъекты, ибо деятельность по предоставлению услуг автомобильной парковки по сути не будет приносить никакой прибыли, за исключением доходной статьи государственного бюджета.
Анализ норм Правил и их сопоставление с действовавшим законодательст-вом, в частности с приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 30.03.2005 N 44 "Об утверждении Методических реко-мендаций о порядке эксплуатации автостоянок (парковок)", позволяет говорить о том, что внесены существенные изменения в деятельность автомобильных стоя-нок и парковок, ранее лишь декларировавшиеся Указом. В то же время налицо тот факт, что Правила готовились и утверждались в весьма сжатые сроки, что опре-деленным образом отразилось на их качестве.
В общем, мы попытались обратить внимание на все проблемные моменты, которые требуют дальнейшего урегулирования. Это и некоторые изменения в терминологии, и недочеты, касающиеся технического "переноса" норм из Методи-ческих рекомендаций в Правила, и наделение владельцев автомобильных стоя-нок несвойственными им правоохранительными функциями, и избыточность до-кументации, представляемой лицом, обратившимся за оказанием услуги (с точки зрения общих принципов гражданского законодательства), и так далее. Впрочем, некоторые из указанных замечаний могут быть устранены грамотными норматив-ными актами местных органов власти, которые, несомненно, должны быть приня-ты в развитие рассматриваемого нормативного правового акта.
Однако по существу документ действительно направлен на разрешение долгое время существующих и все усугубляющихся проблем, связанных с деятельно-стью автомобильных стоянок и парковок, особенно в столичном регионе, где эти проблемы особенно остры. Часть из этих проблем рассматриваемый документ действительно способен разрешить даже в существующей редакции.

Автор: Максим НИКОЛАЕВ,
юрист

Категория: Это должен знать каждый | Просмотров: 7984 | Добавил: pravo | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 александр  
0
Подскажите пожалуйста имеет ли право владелец парковки (например магазин) ограничить время парковки в ночное время

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz