Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье
19 Августа 18, 10:27 PM
Фемида: Аспекты законодательства РБ.
Главная Регистрация Вход Поиск
Меню сайта
Разделы новостей
Это должен знать каждый [5]
Образцы кадровых документов [14]
Бланки в общий суд [16]
Судебные курьезы [6]
Бланки в хозяйственный суд [27]
Уголовный процесс [0]
Уголовное право [4]
Гражданское право [10]
Трудовое законодательство [4]
Законодательство о браке и семье [1]
Административное право [0]
Практикующим юристам [10]
Электронная коммерция [1]
Анекдоты о юристах [1]
Календарь новостей
«  Март 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 61
Статистика
Главная » 2008 » Март » 27 » Интернет-торговля. Белорусские перспективы
Интернет-торговля. Белорусские перспективы
0:56 AM

С развитием сети Интернет в Республике Беларусь все больше и больше предпринимателей принимают решение о ведении своего бизнеса через Интернет, поскольку ведение бизнеса с помощью глобальной сети имеет целый ряд неоспоримых преимуществ. К сожалению, в белорусском законодательстве отсутствует комплексный нормативно-правовой акт, посвященный интернет-торговле, а действующие законы оставляют, слишком много вопросов не ответив на которые, нельзя быть уверенным до конца, что интернет-бизнес на 100% соответствует действующему законодательству и, следовательно, абсолютно легален.

Анализ недавно изданного постановления Совета Министров "О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет", принятого 8 сентября 2006 г. за N 1161 и вступающего в силу через 6 месяцев после его официального опубликования, к сожалению, оставляет еще больше вопросов и вызывает опасения, что с его вступлением в силу у предпринимателей возникнет целый ряд дополнительных проблем, которые вряд ли будут способствовать расширению интернет-торговли в нашей республике.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что данный нормативный акт распространяется только на розничную торговлю по образцам через сеть Интернет. В соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь "О торговле"  торговля по образцам - оптовая, розничная торговля с выбором товаров покупателем по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях и иных информационных источниках. В соответствии с данным постановлением юридические лица и индивидуальные предприниматели теперь смогут осуществлять розничную торговлю по образцам через Интернет лишь с помощью интернет-магазина и никак иначе.

Данным нормативным документом также предъявляются весьма жесткие требования и к интернет-магазину, через который субъект торговли намерен осуществлять торговую деятельность. Исходя из анализа норм постановления, можно выделить следующие обязательные требования, предъявляемые к такому интернет-магазину.

1. Доменное имя такого магазина должно быть зарегистрировано в установленном порядке в доменном адресном пространстве национального сегмента сети Интернет, то есть в зоне BY. При этом говорится о том, что регистрация доменного имени сайта подтверждается документом, выдаваемым в установленном порядке Государственным центром безопасности информации при Президенте Республики Беларусь. Однако здесь есть небольшой нюанс - на данный момент установлен порядок регистрации лишь доменных имен второго уровня, как, например, www.pda-magaz.by или www.gsm-magaz.by. Если же субъект торговли решит зарегистрировать свой интернет-магазин в установленном законом порядке на доменном имени третьего уровня, то столкнется с тем, что как таковых правил регистрации доменных имен третьего уровня не существует, как нет и органа, уполномоченного на их регистрацию, поскольку единственные действующие Правила регистрации и делегирования доменных имен второго уровня в зоне BY, как это явствует из названия, касаются только доменных имен второго уровня то есть встает вопрос, насколько проверяющие органы согласятся, что интернет-магазин субъекта торговли, расположенный по адресу www.gsm-mobily.magaz.by (то есть в доменной зоне третьего уровня), является зарегистрированным в установленным законом порядке, если этот самый порядок регистрации отсутствует как таковой. А поскольку Государственный центр безопасности информации при Президенте Республики Беларусь домены третьего уровня не регистрирует, то и выдать документ, подтверждающий в установленном порядке регистрацию доменного имени, не может, а отсутствие такового документа - прямое нарушение предписаний рассматриваемого постановления. К тому же, пока у субъекта торговли не будет на руках такого документа, подтверждающего регистрацию его интернет-магазина, обратиться за лицензией он не сможет, поскольку в пакете документов, подаваемых на лицензию, должен быть как раз и документ, выданный Государственным центром безопасности информации при Президенте Республики Беларусь, о регистрации доменного имени.

2. Сервер, на котором размещается интернет-магазин, должен также находиться на белорусской территории. Данное предписание существенно ограничивает выбор торговой площадки и не всегда может соответствовать интересам субъекта торговли, особенно если последний хотел бы разместить свой Интернет-магазин на популярном зарубежном сервере.

3. Сайт интернет-магазина должен принадлежать субъекту торговли и содержать также информацию о субъекте торговли и товарах. На данный момент к таким сведениям относятся фирменное наименование (Ф.И.О. для ИП), юридический адрес, УНП, контактные телефоны, режим работы, согласованный в установленном порядке, и т.д.

Помимо этого, нужно будет учитывать требования белорусского законодательства в отношении информации о реализуемых товарах. Конкретный перечень такой информации установлен ст. 5 Закона "О защите прав потребителей", а также п. 15 Правил торговли, утвержденных постановлением Совмина РБ от 7 апреля 2004 г. N 384 В частности, должна быть опубликована информация о наименовании товара, ссылка на документ, устанавливающий требования к качеству товара, сведения об основных потребительских свойствах товара, цене и условии приобретения товара, гарантийный срок (если установлен), сведения о сертификации товара, правила эксплуатации и т.д.

Следует обратить внимание, что в белорусском законодательстве имеются существенные ограничения по указанию цены в долларах, евро, условных единицах и т.д. В частности, подп. 4.4 постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 22.04.1999 N 43 однозначно запрещает указывать цену в иностранной валюте, в том числе с пересчетом по курсу Нацбанка РБ, за исключением товаров, указанных в перечне, установленном Минэкономики от 13 ноября 1998 г. N 96.

4. Также стоит отметить, что адрес интернет-магазина должен быть указан в лицензии. В соответствии с п. 12 постановления Совмина от 02.11.2005 г. N 1221  с учетом изменений, внесенных постановлением Совмина N 1161, осуществление торговли с использованием сайтов, не указанных в лицензии, является грубым нарушением лицензионных требований, и в соответствии с п. 30 Декрета N 17 в случае выявления такого нарушения лицензия может быть аннулирована, что может повлечь крайне неблагоприятные последствия для продавца. Как видно, теперь смена адреса интернет-магазина будет делом довольно трудоемким и требующим внесения изменений в лицензию. Причем субъектам торговли необходимо помнить, что такие изменения должны быть внесены в месячный срок в лицензию с даты смены электронного адреса интернет-магазина, в противном случае такая торговля будет квалифицирована как безлицензионная деятельность с перспективами изъятия всего полученного дохода от безлицензионной деятельности в пользу государства и уплаты штрафа в размере полученного дохода от такой деятельности.

Необходимо отметить, что имеется определенная юридическая коллизия. С одной стороны, п. 12 постановления Совмина от 02.11.2005 г. N 1221 говорит о том, что осуществление торговли с помощью сайтов, не указанных в лицензии, является нарушением законодательства и поводом к аннулированию лицензии. С другой стороны, п. 17 Декрета Президента Республики Беларусь "О лицензировании некоторых видов деятельности" от 14 июля 2003 г. N 17 установлено, что в случае смены собственника, изменения наименования (фирменного наименования), места нахождения юридического лица, фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, получившего лицензию, изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в лицензию, иных сведений, указанных в лицензии, лицензиат обязан в месячный срок обратиться в лицензирующий орган для внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в лицензию, выдачи ее копии в порядке, установленном настоящим Положением.

Адрес интернет-магазина как раз и относится к разряду иных сведений, указанных в лицензии. Таким образом, в соответствии с нормами Декрета N 17 субъект торговли может осуществлять торговлю через интернет-магазин, не указанный в лицензии, если в месячный срок со дня начала такой деятельности обратится в лицензирующий орган с просьбой о внесении соответствующих изменений. Обращаем внимание, что подпункт 3.9 указанного декрета говорит о том, что в случае каких-либо противоречий нормы Декрета имеют большую юридическую силу. Тем не менее во избежание каких-либо недоразумений субъектам торговли можно порекомендовать осуществлять торговлю через интернет-магазин только после того, как соответствующие изменения будут внесены в лицензию.

Можно отметить и то, что рассматриваемым постановлением не было снято ограничение на реализацию мобильных телефонов, карманных компьютеров и цифровых музыкальных плееров через Интернет, хотя именно эти товары являются одними из самых покупаемых через Интернет. Напомним, что постановление Совмина РБ от 7 апреля 2004 г. N 384 ч. 2 п. 61 прямо ограничивает розничную торговлю телефонными аппаратами всех типов и прочей технически сложной аппаратурой. Розничная торговля указанными товарами осуществляется только в магазинах, павильонах с торговым залом, торговых центрах.

Исходя из всего вышесказанного, можно с уверенностью утверждать, что вступление данного постановления в силу не только не урегулирует накопившиеся вопросы по правовому регулированию интернет-торговли, но и добавит ряд новых проблем, которые вряд ли будут способствовать расширению легальной торговли с помощью сети Интернет в нашей республике ввиду излишней сложности процедуры легализации интернет-магазинов и существенных пробелов в законодательстве по ряду важных вопросов. Остается надеяться, что уполномоченные государственные органы урегулируют нерешенные вопросы изданием дополнительных нормативных актов в этой сфере.
 

В.В.КОЛЕДА,

юрист

 

Категория: Гражданское право | Просмотров: 2403 | Добавил: pravo | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2018Бесплатный конструктор сайтов - uCoz