Приветствую Вас Гость | RSS Вторник
30 Апреля 24, 8:33 AM
Фемида: Аспекты законодательства РБ.
Главная Регистрация Вход Поиск
Меню сайта
Разделы новостей
Это должен знать каждый [5]
Образцы кадровых документов [14]
Бланки в общий суд [16]
Судебные курьезы [6]
Бланки в хозяйственный суд [27]
Уголовный процесс [0]
Уголовное право [4]
Гражданское право [10]
Трудовое законодательство [4]
Законодательство о браке и семье [1]
Административное право [0]
Практикующим юристам [10]
Электронная коммерция [1]
Анекдоты о юристах [1]
Календарь новостей
«  Июль 2006  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 61
Статистика
Главная » 2006 » Июль » 19 » "Сувенир, подарок или взятка"?
"Сувенир, подарок или взятка"?
0:13 AM
Сувенир, подарок или взятка?
Данная статья посвящена рассмотрению вопроса относительно отсутствия в правоприменительной практике единых критериев разграничения «обычного подарка» от «взятки».
Итак, статьей 546 Гражданского кодекса Республики Беларусь, установлен запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает установленного законодательством пятикратного размера базовой величины:
1) от имени малолетних граждан, признанных недееспособными,- их законными представителями;
2) работникам лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений, - гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
3) государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
4) в отношениях между коммерческими организациями.
Таким образом, хотелось бы остановиться более подробно на правовом анализе данной нормы Гражданского законодательства Республики Беларусь, ее недостатках и коллизиях с другими правовыми нормами национального законодательства.
На мой взгляд, вышеназванная правовая норма является одной из многих брешей действующего законодательства, поскольку предоставляет возможность не чистым на руку государственным служащим и должностным лицам, прикрываясь данной статьей Гражданского кодекса Республики Беларусь, заниматься коррупционной деятельностью, а также создает значительную сложность для правоохранительных органов при раскрытии преступлений связанных с взяточничеством.
Проведя сравнительный анализ статьи 546 Гражданского кодекса Республики Беларусь, и статьи 22 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», мы вовсе можем отметить четко выраженную коллизию названных норм права. Поскольку, пункт 1.8 статьи 22 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», устанавливает запрет для государственных служащих принимать от физических и юридических лиц любые, не предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров. Полученные в связи с исполнением служебных обязанностей сувениры, стоимость которых превышает установленный Правительством Республики Беларусь, размер передаются в доход государства и используются в установленном порядке.
Касаясь данной вопроса, стоит задуматься над тем, чем же по своему содержанию является «сувенир» и какова допустимая стоимость этого сувенира, разрешаемая законодательством для дарения государственным служащим? В чем заключается различие между «сувениром» и «обычным подарком»?
На мой взгляд, сувенир и подарок – это слова синонимы, имеющие аналогичный смысл. Различие между этими определениями можно повести лишь по стоимостному критерию. Однако законодательством не установлен максимально допустимый предел устанавливающий разграничения понятия «сувенир» от «подарка». Думается, что по своему логическому содержанию, сувенир должен являться менее ценным, чем подарок. Но в настоящий момент, категорично заявлять об этом нельзя. Поскольку возможна и такая ситуация, когда сувениром может являться и довольно редкая вещь, в достаточной степени уникальная по своему содержанию и представляющая тем самым, значительную ценность. Эдакий «ценный сувенир». Как поступать в данном случае, законодательством не предусмотрено.
Теперь предлагаю Вам, возвратиться к термину «обычный подарок» не превышающий установленную законодательством пятикратную базовую величину. Подарок по своему содержанию, является имуществом. Денежные средства, также относятся к категории имущества. Исходя из вышесказанного, возникает вопрос, как следует поступать правоохранительным органам в случаях, когда под видом «обычного подарка» передаётся денежная сумма, не превышающая 5-ти кратный размер базовой величины? Действующее законодательство, не устанавливает прямого запрета на передачу в качестве подарка – денежных средств. А, как известно, то, что не запрещено законом – разрешено. И подобным образом, в качестве неоднократно преподносимых «обычных подарков» государственному служащему или должностному лицу может быть передана значительная сумма денежных средств. А неоднократно преподносимые «обычные подарки» возможно, являются завуалированной взяткой передаваемой путем совершения одного и того же длящегося преступления. Да вот только раскрыть такое преступление и привлечь к ответственности виновных лиц, правоохранительным органам будет весьма и весьма сложно, поскольку подозреваемый в получении либо передаче взятки, будет решительно заявлять о том, что принимал либо преподносил в дар одаряемому лицу исключительно «обычный подарок» разрешенный гражданским законодательством и не превышающим размер установленной законом пятикратной базовой величины.
В соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» от 26 июня 1997 года, запрещается получение подарков в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением символических сувениров и символических знаков внимания при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Статья 546 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в свою очередь допускает преподнесение обычных подарков государственным служащим и вне проведения официальных и иных протокольных мероприятий, тем самым, создавая очередную коллизию норм права.
Все вышеперечисленное, на мой взгляд, создает значительную сложность практического правоприменения законодательства Республики Беларусь правоохранительными органами в осуществлении борьбы с коррупцией, а также практической реализации и восприятия норм действующего национального законодательства Республики Беларусь в частности.
Автор: Воликов Павел Александрович.
Категория: Гражданское право | Просмотров: 1480 | Добавил: pravo | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz