Действующим законодательством порядок организации и оплаты дежурств не урегулирован. Эти вопросы регулируются локальными нормативными актами.
Под дежурством понимается нахождение работника в организации по распоряжению нанимателя после окончания рабочего дня, в выходные или праздничные дни для бесперебойного разрешения возникающих текущих неотложных вопросов, не входящих в круг обычных обязанностей данного работника. При этом дежурства необходимо отличать от выполнения работником его обычных трудовых обязанностей, например, дежурство на сменных работах в непрерывных производствах, ночное дежурство медицинского персонала, дежурство работников телеграфа при исполнении своих функциональных обязанностей в ночное время и т.д. К числу неотложных вопросов, которые разрешаются дежурными, можно отнести: информирование руководителя о прибывших грузах железнодорожным транспортом в выходные и праздничные дни и для организации немедленной разгрузки железнодорожных вагонов; информирование руководителя о поступивших срочных указаниях от вышестоящего органа государственного управления; ответы на телефонные звонки, поступающие от иногородних и зарубежных партнеров, и др. На дежурных не могут возлагаться обязанности сторожей, проверка пропусков у работников при входе и выходе их на территорию организации, уборка помещений, оформление документов и т.п. Права, обязанности, ответственность дежурного регламентируются локальным положением, утвержденным руководителем организации. Дежурный имеет право самостоятельно принимать решения по разрешению экстремальных производственных вопросов, возникших во время его дежурства в неурочное время, праздничные и выходные дни. Ему предоставлено право вызывать в организацию в выходные дни руководителей подразделений, специалистов, ремонтников и представителей соответствующих городских служб для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, восстановления подачи электроэнергии, газа, воды. В локальном положении могут быть предусмотрены и другие права дежурного с учетом специфики деятельности организации. На практике довольно часто дежурный не знает о том, что он имеет право потребовать от других работников, находящихся во время его дежурства на производстве (в организации), например, ту или иную документацию или информацию. И только когда ставится вопрос о его наказании за некачественное дежурство, то с возмущением поднимается вопрос о том, что он не мог потребовать то или иное от других - они ему это не дадут. В подобной ситуации могут оказаться дежурные, которые не изучили локальное положение о правах, обязанностях и ответственности дежурного, а также тогда, когда для них не проведен инструктаж перед заступлением на дежурство. Невыполнение указаний дежурного другими работниками происходит в тех организациях, в которых локальное положение о правах дежурного не доведено официально до сведения работников организации. Дежурный обязан немедленно поставить в известность руководителя организации обо всех чрезвычайных ситуациях, возникших во время дежурства, и принять незамедлительные меры по ликвидации возникших происшествий. В обязанности дежурного входит визуальный контроль в подразделениях за находящимися там работниками. Также на дежурного может быть возложена обязанность периодического внешнего осмотра служебных помещений.
В специально предназначенном для этого журнале дежурный обязан произвести записи, такие как: о приеме дежурства, выявлении нарушений, принятых мерах и сдаче дежурства с указанием точного времени, когда это произошло. В тех случаях, когда дежурство передается другому дежурному, например, в праздничные дни, завершивший дежурство устно информирует заступающего о том, на что ему необходимо обращать внимание во время дежурства. Например, из-за ливневого дождя может произойти затопление каких-либо служебных помещений и т.д. Находясь на дежурстве, дежурный обязан взаимодействовать со службой охраны организации. Дежурный несет дисциплинарную ответственность за некачественное исполнение возложенных на него утвержденным Положением обязанностей. При утверждении локального Положения о правах, обязанностях и ответственности дежурного по предприятию (организации) наниматель должен строго руководствоваться действующим законодательством. Утвержденное Положение, которое противоречит действующему законодательству, будет признано не имеющим юридической силы. Для привлечения к дежурствам наниматель обязан подбирать таких работников, которые по деловым и личным качествам практически могут справиться с возложенными на них обязанностями. Характерной особенностью подбора работников для дежурства в ночное время, выходные и праздничные дни по сравнению с выполнением работ в неурочное время, возлагаемых на специалистов с ненормированным рабочим днем, является добровольность их в даче согласия для включения в график дежурств. Графики дежурств составляются кадровой службой на текущий месяц, утверждаются руководителем и доводятся до сведения работников охраны, так как они обязаны взаимодействовать в работе с дежурными по предприятию (организации). Организационно-методические указания дежурных являются обязательными для работников ведомственной охраны.
Вправе ли наниматели включать в списки дежурств по выходным дням работников без их согласия? Да, вправе. В соответствии со статьей 143 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель вправе привлекать работника к работе в его выходной день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), без согласия работника в следующих исключительных случаях:
1. Предотвращения катастрофы, производственной аварии, выполнения работ, необходимых для немедленного устранения их последствий или последствий стихийного бедствия;
2. Предотвращения несчастных случаев;
3. Устранения случайных или неожиданных обстоятельств, которые могут нарушить или нарушили нормальное функционирование водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи;
4. Оказания медицинским персоналом экстренной медицинской помощи.
В соответствии со статьей 263 Трудового кодекса Республики Беларусь запрещается привлечение к дежурствам в ночное время, к дежурствам в государственные праздники и праздничные дни беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Женщины, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов - до восемнадцати), могут привлекаться к дежурствам в государственные праздники и праздничные дни, выходные дни и ночное время только с их согласия.
Запрещается привлекать к дежурствам работников моложе восемнадцати лет. Привлечение инвалидов к дежурствам не допускается, если дежурства в ночное время, праздничные и выходные дни противопоказаны им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. В случаях когда дежурства в ночное время, праздничные и выходные дни не будут им противопоказаны по состоянию здоровья, то с их согласия такие привлечения допустимы.
В случаях привлечения к дежурству после окончания рабочего дня явка на работу для работников как с ненормированным, так и с нормированным рабочим днем переносится в день дежурства на более позднее время. Продолжительность дежурства или работы вместе с дежурством не может превышать нормальной продолжительности рабочего дня. Дежурства в выходные и праздничные дни по соглашению сторон компенсируются предоставлением в течение ближайших 10 дней другого дня отдыха той же продолжительности, что и дежурство, или повышенной оплатой не ниже чем в двойном размере (ч. 4 ст. 69 Трудового кодекса Республики Беларусь). Следует заметить, что в организациях, финансируемых из бюджетных средств, по соглашению сторон в большинстве случаев за дежурства в выходные и праздничные дни предоставляются другие дни отдыха. Эти правила распространяются на работников как с нормированным, так и с ненормированным рабочим днем. Если во время дежурства работник выполняет свои обычные трудовые обязанности (например, дежурство медицинского персонала), то в этих случаях время дежурства является временем работы и заработная плата работнику выплачивается за его дежурство на общих основаниях. Законодательством о труде установлено предельное количество выходных дней, которые могут использоваться для привлечения работников к работе. В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Республики Беларусь допускается использование для работы, в том числе и для дежурств, не более 12 выходных дней в году для каждого работника. Это количество выходных дней является предельным и в тех случаях, когда инициатива о включении в график дежурств исходит от самого работника. Однако ч. 2 статьи 144 Трудового кодекса Республики Беларусь в порядке исключения из этого правила устанавливает, что в это предельное количество выходных дней не включаются выходные дни, в которые работник привлекается к работе в исключительных случаях, предусмотренных в статье 143 Трудового кодекса Республики Беларусь. Следовательно, общее количество выходных дней, в которые работник может привлекаться к работе и дежурствам в течение года, может быть и больше чем 12 дней, если это было вызвано исключительными случаями.
Г.Б.ШИШКО,
профессор,
заслуженный юрист Республики Беларусь,
кандидат юридических наук
|